Необходимость в определении основных терминов научной информации вызвана тем, что они до сих пор не получили единого толкования и за рубежом. В настоящем пособии приводятся определения, которые, по мнению авторов, наиболее точно отражают существо терминов. Б соответствии с принятым определением, под научной информацией понимается получаемая в процессе познания логическая информация, которая адекватно отображает закономерности объективного мира и используется в общественно-исторической практике (Л2-13). При этом следует отметить, что научной информацией может быть лишь информация, возникающая в процессе изучения закономерностей объективной действительности.

Так как основой процесса познания является общественная деятельность людей, источником научной информации является не только деятельность научных работников, но и творческая, и производственно-техническая деятельность инженеров, рабочих-новаторов, специалистов и тружеников «всех отраслей народного хозяйства. В научной литературе под термином «информация» понимаются и документы, используемые в процессе информирования, и сам процесс информирования. В настоящей работе под «информацией» понимаются только документы, функционирующие в системе информационного обслуживания.

Исследованиями закономерностей развития научной информации занимается новая отрасль науковедения — информатика. Информатика изучает структуру и свойства научной информации, а также особенности научно-информационной деятельности, ее теорию, историю, методику, организацию.

Таким образом, если научную информацию можно определить как содержание человеческих знаний, то информатику — как теорию научной информации. При этом под научно-информационной деятельностью понимается совокупность процессов сбора, обработки, хранения, поиска и распространения информации (Л2-11, 13). Научно-информационная деятельность является самостоятельной частью научного труда, выделившейся в ходе его общественного разделения. Ее задача — обеспечение заинтересованных специалистов необходимыми сведениями о результатах научных исследований, технических разработок и о производственном опыте.

Поэтому информатика как научная дисциплина становится важнейшим рычагом развития методологии науки, научного познания мира. Вместо понятия «научно-информационная деятельность» нередко ошибочно употребляют термин «система информации», «информационная система» и т. д. Однако под системой информации следует понимать сеть информационных учреждений и справочно-информационных фондов в организациях и на предприятиях, осуществляющих сбор, переработку, хранение, поиск и распределение Документации и располагающую средствами для реализации этих целей.

Таким образом, «научно-информационная деятельность» условно может быть названа лишь частью «системы информации».